Дизельные двигатели по принципу работы отличаются от бензиновых. Различие заключается в технологии подготовки, подачи и воспламенения горючего (дизтоплива). Образование смеси производится в камере сгорания, а такт работы заключается во впрыскивании дозированной порции дизельного топлива под большим давлением, после чего она возгорается при контакте с разогретым воздухом. Такая технология позволяет избавиться от бензонасоса, свечей зажигания, высоковольтных проводов и остальных элементов, необходимых для бензиновых моторов и делает дизельный агрегат гораздо надежнее в эксплуатации.
Преимущества дизеля перед бензином
Силовые агрегаты на дизельном топливе характеризуются рядом преимуществ перед бензиновыми, это:
- Экономичность. КПД таких моторов составляет 40% и может достигать 50% при наличии системы наддува. Это в 2 раза выше бензиновых. Ранее к плюсам экономичности можно было отнести и цену дизеля, но с недавних времен с улучшением качества дизельного топлива увеличилась и его цена.
- Надежность. Пробег дизельных силовых агрегатов составляет до 800 000 километров без капитального ремонта при соответствующем обслуживании. Недаром почти вся военная и коммерческая автотехника и тракторный парк именно дизельные.
- Экологичность и безопасность. Использование технологии EGR и значительно меньший объем выбросов углекислого газа в выхлопе позволяют существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду. А значит ваша карма будет тоже более чиста ведь вы заботитесь об природе. К слову и шанс задохнуться от выхлопных газов в гараже от дизеля также несколько ниже, чем при работе бензиновых моделей.
- Мощность. При эксплуатации дизельных двигателей с турбиной (почти все современные автомобили) не наблюдается классической ярко выраженной «турбоямы», а весь крутящий момент становится доступен практически с самых низких оборотов. Что положительно сказывается при езде в «пробках» и по бездорожью, а также при буксировке прицепов, где важна тяга на низах, а не скорость.
Заправка топливом
Одной из особенностей эксплуатации дизельных двигателей любого типа является внимание к качеству топлива. Специалисты советуют проверять самостоятельно даже горючее с брендовых заправок — о них в каждом регионе можно получить информацию их местных автофорумов по запросу «заправки с хорошим дизельным топливом в городе ……?» или «где заправляться дизелем в …. области?». Например на момент написания этой статьи в Самарской области дизелем рекомендуют заправляться на автозаправках Лукойл (80%) и Олви и Роснефть (20%) и больше ни где… Поэтому посмотрите где вы будете в основном заправляться. При этом следует учитывать, что ряд заправок с Названием Лукойл или РосНефть на самом деле ими не являются, а работают по франшизе и могут закупать топливо где угодно помимо бренда… Об этом можно узнать из названии организации в чеке, спросив у оператора или предьявив скидочную карту соответствующей сети заправок — в этом случае вам как правило предложат сделать скидку в виде дополнительно залитого топлива без проводки карты.
Главный враг дизельной установки — это наличие воды в смеси, которая способна спровоцировать коррозию в топливной аппаратуре. Во избежание этого рекомендуется не заправлять горючее сразу в бак, а набрать его в канистры и дать отстояться, чтобы возможный осадок и примеси успели опуститься на дно.
Простым способом проверить смесь на наличие воды является добавление кристаллов марганцовки в пробную порцию, набранную в прозрачную посуду. При наличии воды вокруг них сразу же образуются окрашенные разводы.
Еще одним важным критерием является абсолютная прозрачность смеси. Любое помутнение, особенно — в зимний период, может означать начальную стадию кристаллизации парафина, легко забивающего топливные фильтры.
Обслуживание дизеля в отличие от бензина
Специфика эксплуатации дизельных двигателей подразумевает скрупулезное выполнение всех требований производителя, любое нарушение которых в итоге может привести к необходимости дорогостоящего ремонта. К числу рекомендаций, общих для всех силовых установок данного типа, относятся:
- Своевременная замена и контроль качества масла. Специалисты советуют проводить данную процедуру даже чаще прописанного в мануале межсервисного интервала. Эта рекомендация связана с нестабильными характеристиками сернистости российского дизтоплива. В качестве условного интервала можно ориентироваться на пробег в 7000км — 8000 км.
- Своевременная замена ремня ГРМ. В этом случае рекомендуется руководствоваться тем же принципом, что и при замене масла. У многих моторов допустимый пробег ремня достигает 100000 км, однако необходимо учитывать, что речь идет о практически стерильных условиях, принципиально недостижимых на отечественных дорогах. Обрыв износившегося раньше срока ремня всегда означает разрушение головки блока, ремонт или замена которой обходятся в значительную сумму.
- Контроль чистоты топливной системы. Замену фильтра рекомендуется проводить не реже чем в 10 000 км, а из самого фильтра — регулярно сливать накапливающийся в отстойнике осадок. Топливный бак желательно промывать дважды в год, снимая его с автомобиля. Несоблюдение этих требований может привести к выходу из строя форсунок и топливного насоса.
Особенности езды
Прогрев и остановка мотора. Вопрос езды «на холодную» является дискуссионным. Эксплуатация дизельных двигателей допускает такую возможность, однако стоит учитывать, что тепловые зазоры в этот момент увеличены, а охладившееся масло, наоборот, частично утрачивает смазывающие свойства, что в сочетании приводит к повышенному износу деталей. Оптимальным решением будет движение на скорости до 40 км/ч при включенной 3 или 2 передаче. Глушить не турбированный двигатель можно сразу же, а мотору, снабженному системой наддува, необходимо предоставить возможность поработать без нагрузки, чтобы подшипники успели остыть и не покрылись лаковой пленкой.
Оптимальные обороты. Силовые агрегаты данного типа относятся к низкооборотистым. Привычка «крутить» мотор выше 3 500 об/мин — 4 000 об/мин приводит к ускорению износа цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Оптимальным диапазоном для таких двигателей является, в зависимости от модели, промежуток от 1600 об/мин до 3200 об/мин. Максимум двигатель отдает примерно при 2500.
Специфика воздушного фильтра. Дизельные агрегаты не снабжаются дросселированием на впуске, что в сочетании с малым объемом камеры сгорания и высокими втягивающими свойствами провоцирует гидроудар при попадании в фильтр даже минимального количества воды.
Отказ от запуска «с тяги». Корректно работающий силовой агрегат штатно заводится при температуре окружающей среды до -20°С. При затрудненном запуске категорически запрещается пытаться «дернуть» автомобиль, так как при этом может пострадать привод ГРМ. Кроме того, несовпадение температурного допуска горючего и температуры за бортом приводит к кристаллизации парафина и утрате топливом требуемой текучести. В таком случае попытка завести мотор на буксире приведет к сухому трению и повреждению деталей силового агрегата.
Эксплуатация зимой
Эксплуатация дизельных двигателей на холоде усложняется необходимостью использовать соответствующее топливо при понижении температуры до 20°С и более («зимнее» и «арктическое» соответственно). Особого внимания при этом требует состояние форсунок и ТНВД. В это время специалисты советуют оставлять автомобиль на ночь в теплом гараже, чтобы избежать кристаллизации парафинов в горючей смеси. В случае эксплуатации дизельного двигателя, оснащенного турбиной, весьма пригодится наличие турботаймера, который позволит выдерживать необходимые для прогрева и остывания интервалы. Многие современные сигнализации с автозапуском позволяют в лютый мороз автоматически запускать двигатель при его охлаждении например ниже 0 что весьма полезно.
Если зимой по прогнозу погоды видим, что температура опустится ниже — 25 настоятельно рекомендуется залить в бак присадку к бензину «Антигель», их много и в принципе у всех эффекта чтобы ваше дизельное топливо не кристаллизовалось достаточно. Из собственного опыта могу рекомендовать продукцию фирмы ЛиквиМоли и отечественную SUPROTEC (Супротек).
Надеюсь статья помогла вам с выбором какому автомобилю с какам двигателем дизельным или бензиновым отдать предпочтение. И как эксплуатировать машину с дизелем правильно, что бы она прослужила долго.
Ну и дай бог у вас не случится необходимость замены катализатора, а именно есть такой минус с которым я столкнулся у дизелей это возможность забивки сажевого фильтра если эксплуатируется авто с черте города, в режиме, прогрел на холостых и проехал чуток…
Вот статья что из этого может выйти.