Спасами у славян называли важные праздники урожаев, сбора продуктов и т.д..
Медовый Спас
Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 или по новому календарю 14 августа. В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.
Другие названия МЕДОВОГО СПАСА (кратко М.С.)
Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей, Спас Всемилостивейший, Спас-маковей, Маковый Спас, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Калинник, День Соломониды-бавушки. Макавей, Макава, Макаўе, Першы Спас, Спас Мядовік, Медзяны Спас Маковія, Маковей, Макотрус. Протоягус, Егус, Ягус, Устина, Макавеи, Макаве, Чуруци, Моринки, Зетьовден. Макавеите; Макавеј, Макивије; św. Piotra, św. Piotra w okowach, św. Piotra Palikopy, św. Palokopa.
Начало Спасовок (Успенского поста) в М.С.
Начинается Успенский пост или Спасовки. Спасы — народное название трёх праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господне и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По данным Н. В. Солодовниковой, слово «спас» означает «спасать себя» тем, что употреблять в пищу мёд, яблоки, хлеб. Крестьяне считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста». Сербы Лесковацкой Моравы считали это время подходящим для копания и чистки колодцев.
Обычаи восточных славян.
По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.
В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счёту) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.
Макавей мученик
14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
Медовый Спас или Первый или Спас на воде
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крёстным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели:
Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!
— А. Коринфский. произведение «Народная Русь».
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
Обычаи южных славян посвященные медовому спасу
В Сербии в этот день освящают воду, используя молодой базилик. В этот день не купаются, а тот кто работает в этот день — может заболеть неизлечимой болезнью.
В Македонии погода в течение «Макавеев» (макед. Макавеите; 6 или 12 дней праздника Маккавеев, то есть первые 6 или 12 дней августа по старому стилю) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года, и т. д.). В художественной форме этот обычай среди рыбаков Охридского озера описала Луан Старова в своём романе «Путь угрей» (макед. Патот на јагулите).
Местные обычаи в Македонии часто запрещали женщинам стирать бельё или купать детей в течение первого дня (то есть 1-го августа) или нескольких первых дней «Макавеев». Иногда запрещалось делать и некоторые другие работы.
У болгар зятья с подарками ходили в гости к родителям жены и целовали им руку, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».
Поговорки и приметы про М.С.
- На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
- На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
- На первый спас лошадей (весь скот) купают.
- Паши под озимь, сей озимь.
- Первый Спас — первый сев.
- До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
Яблочный спас
Я́блочный Спа́с — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 или по новому стилю 19 августа. Являлся одним из первых (точнее вторым) праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.
Другие названия яблочного спаса
Спас, Великий Спас, Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне, Праздник первых плодов, Горохов день, Первые осенины, Осенины; Спас другий, Великий Спас. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас, Другі Спас; Преображење; Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир; Pacskie Przemienienie.
Славянские традиции на спас яблочный
В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева.
У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.
В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.
В этот день провожали закат солнца в поле с песнями. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!
У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда.
В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда». Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда.
У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля», у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в г. Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).
Но что надо сделать на яблочный спас точно это покушать яблок возможно испечь и угостить родных и друзей яблочным пирогом! Например вот простой рецепт яблочной шарлотки — делается буквально за 5 минут! Режим мелко яблоки, сластим их, разводим жидкое тесто из муки, воды, щепотки соды до состояния жидкой сметаны. Глубокую форму для выпекания смазываем маслом, выкладываем туда яблоки и заливаем сверху жидким тестом. Ставим на 20 минут в духовку. Шарлотка готова!
Поговорки и народные приметы по Я.С.
- Какой второй Спас (яблочный), такой и январь.
- Каков день на второй Спас, таков и Покров.
- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
- На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.
Ореховый спас
Тре́тий Спа́с (Хлебный Спас, Ореховый Спас) — день в народном календаре славян, посвящённый воспоминанием перенесения Нерукотворного образа Спасителя и приходящийся на 16 или по старому стилю 29 августа. Третий Спас обычно считался полупраздником.
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами — картинами.
Другие названия орехового спаса
Народные названия праздника:
- «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — с этого дня продают домотканые холсты;
- «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
- «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
- «Осенний Спас», «Холодный Спас» — встреча осени;
- «Посевы», «Досевки» — сеются озимые хлеба;
- «Малый Спас» — обычно считался полупраздником.
Третій Спас, Післясвято Успіння, Xлібний Спас, Спас на полотні, Трэці Спас, Малы Спас, Хлебны Спас, Св. Роман.
Русские обряды на ореховый спас
В этот день почитают врача мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.
Святят новые колодцы и чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. Если у вас есть колодец — самое время откачать из него всю воду и почисить дно. На Хлебный (он же ореховый) спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас».
С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья.
В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к Яблочному Спасу.
На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса партиями. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У Владимира Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».
Поговорки и приметы по О.С.
- Третий Спас хлеба припас.
- Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
- Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
- Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров день будет морозно.
- Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
- После Успения пришло — солнце на осень пошло.
Спасибо за интересную статью.
Я лично несколько дней искал Ваш портал. Для меня его порекомендовали односельчане. И только лишь сейчас я его отыскал. Очень благодарен судьбе за таковой сюрприз.
Мои дедушка и бабушка спервоначала ничто не принимали, исключая книжек и иных печатных изданий. Как только им продемонстрировали ваш сервис, они быстро перешли на него)
Ваш веб-сайт надо назвать лучшим. Всегда видать высококлассный подход к делу да и качественность, каковые притягивают эффектное внимание.
В Яблочный Спас пожелаю добра,
Радости в сердце сегодня, всегда,
Мира в душе и большого терпения,
Фруктами спелыми Вам наслаждения.
Пусть принесет этот праздник добро,
Будет светло Вам, легко, хорошо.