яблоки, красное яблоко, яблоко на земле

Спасами у славян называли важные праздники урожаев, сбора продуктов и т.д..

Медовый Спас

Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 или по новому календарю 14 августа. В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.

Другие названия МЕДОВОГО СПАСА (кратко М.С.)

Первый Спас, Мокрый Спас, МаккавейСпас Всемилостивейший, Спас-маковейМаковый Спас, Спас на водеМаковеев деньЛакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздникПроводы летаКалинник, День Соломониды-бавушки. Макавей, Макава, Макаўе, Першы Спас, Спас Мядовік, Медзяны Спас Маковія, Маковей, Макотрус. Протоягус, Егус, Ягус, Устина, Макавеи, Макаве, Чуруци, Моринки, Зетьовден. МакавеитеМакавеј, Макивијеśw. Piotra, św. Piotra w okowach, św. Piotra Palikopy, św. Palokopa.

Начало Спасовок (Успенского поста) в М.С.

Начинается Успенский пост или СпасовкиСпасы — народное название трёх праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господне и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По данным Н. В. Солодовниковой, слово «спас» означает «спасать себя» тем, что употреблять в пищу мёд, яблоки, хлеб. Крестьяне считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста». Сербы Лесковацкой Моравы считали это время подходящим для копания и чистки колодцев.

Обычаи восточных славян.

По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счёту) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.

Макавей мученик

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцымачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.

Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Медовый Спас или Первый или Спас на воде

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крёстным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели:

Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!

— А. Коринфский. произведение «Народная Русь».

Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Обычаи южных славян посвященные медовому спасу

В Сербии в этот день освящают воду, используя молодой базилик. В этот день не купаются, а тот кто работает в этот день — может заболеть неизлечимой болезнью.

В Македонии погода в течение «Макавеев» (макед. Макавеите; 6 или 12 дней праздника Маккавеев, то есть первые 6 или 12 дней августа по старому стилю) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года, и т. д.). В художественной форме этот обычай среди рыбаков Охридского озера описала Луан Старова в своём романе «Путь угрей» (макед. Патот на јагулите).

Местные обычаи в Македонии часто запрещали женщинам стирать бельё или купать детей в течение первого дня (то есть 1-го августа) или нескольких первых дней «Макавеев». Иногда запрещалось делать и некоторые другие работы.

У болгар зятья с подарками ходили в гости к родителям жены и целовали им руку, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».

Поговорки и приметы про М.С.

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
  • На первый спас лошадей (весь скот) купают.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Первый Спас — первый сев.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.

Яблочный спас

Я́блочный Спа́с — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 или по новому стилю 19 августа. Являлся одним из первых (точнее вторым) праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

Другие названия яблочного спаса

Спас, Великий СпасВторой Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение ГосподнеПраздник первых плодовГорохов деньПервые осениныОсениныСпас другий, Великий Спас. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні СпасДругі СпасПреображењеПрибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, СтратирPacskie Przemienienie.

Славянские традиции на спас яблочный

В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева.

У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.

В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда». Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда.

У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля», у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в г. Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).

Но что надо сделать на яблочный спас точно это покушать яблок возможно испечь и угостить родных и друзей яблочным пирогом! Например вот простой рецепт яблочной шарлотки — делается буквально за 5 минут! Режим мелко яблоки, сластим их, разводим жидкое тесто из муки, воды, щепотки соды до состояния жидкой сметаны. Глубокую форму для выпекания смазываем маслом, выкладываем туда яблоки и заливаем сверху жидким тестом. Ставим на 20 минут в духовку. Шарлотка готова!

Поговорки и народные приметы по Я.С.

  • Какой второй Спас (яблочный), такой и январь.
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.

Ореховый спас

Тре́тий Спа́с (Хлебный СпасОреховый Спас) — день в народном календаре славян, посвящённый воспоминанием перенесения Нерукотворного образа Спасителя и приходящийся на 16 или по старому стилю 29 августа. Третий Спас обычно считался полупраздником.

орех лесной
лещина или фундук

В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами — картинами.

Другие названия орехового спаса

Народные названия праздника:

  • «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — с этого дня продают домотканые холсты;
  • «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
  • «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
  • «Осенний Спас»«Холодный Спас» — встреча осени;
  • «Посевы», «Досевки» — сеются озимые хлеба;
  • «Малый Спас» — обычно считался полупраздником.

Третій Спас, Післясвято УспінняXлібний СпасСпас на полотні, Трэці Спас, Малы Спас, Хлебны Спас, Св. Роман.

Русские обряды на ореховый спас

В этот день почитают врача мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.

Святят новые колодцы и чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. Если у вас есть колодец — самое время откачать из него всю воду и почисить дно. На Хлебный (он же ореховый) спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас».

С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.

В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья.

В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к Яблочному Спасу.

На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса партиями. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У Владимира Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

Поговорки и приметы по О.С.

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров день будет морозно.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • После Успения пришло — солнце на осень пошло.

от Алексий

Завсегдатай этого сайта

4 комментария к «Спас (яблочный, медовый, ореховый) что за праздник?»
  1. Я лично несколько дней искал Ваш портал. Для меня его порекомендовали односельчане. И только лишь сейчас я его отыскал. Очень благодарен судьбе за таковой сюрприз.

  2. Мои дедушка и бабушка спервоначала ничто не принимали, исключая книжек и иных печатных изданий. Как только им продемонстрировали ваш сервис, они быстро перешли на него)

  3. Ваш веб-сайт надо назвать лучшим. Всегда видать высококлассный подход к делу да и качественность, каковые притягивают эффектное внимание.

  4. В Яблочный Спас пожелаю добра,
    Радости в сердце сегодня, всегда,
    Мира в душе и большого терпения,
    Фруктами спелыми Вам наслаждения.
    Пусть принесет этот праздник добро,
    Будет светло Вам, легко, хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

You missed