Кстати, философски подметил для себя одну важную вещь — если раньше выйдя на берег реки и видя там волны гонимые свежим ветерком я расстраивался, что не больно то уж комфортно в такой ветер выезжать на воду, то теперь я этому тоже рад! Просто, например, вместо моторки с катанием на ватрушке или вёсел и рыбалки на поплавочную удочку у меня появилось ещё одно захватывающее занятие — хождение под парусом! Правда говорят: «У природы нет плохой погоды!»
Ветер где-то в 1-2 м/с дул к берегу. На удивление легко лодка пошла под углом где-то около 50 — 60 градусов к ветру в бейдевинд (под углом против ветра). Скорость конечно при таком ветре была даже чуть ниже чем на вёслах, но впечатления душу захватили. Таким образом лавируя против ветра удалось довольно просто от берега отойти. При движении в галфвинд (поперёк ветра) скорость уже приближалась к вёсельной и лодку практически не сносило. Как ни парадоксально хуже всего удавалось держать курс при движении по ветру… и если при ходе в бакштаг что-то ещё получалось (приходилось постоянно подруливать вёслами), то идти чётко в фордевинд у меня пока не получилось, но думаю это от малоопытности, освоим. Вообщем первые впечатления оказались весьма положительными. Конечно под этим парусным вооружением не выдержать заветные 22 градуса к ветру, но плыть против ветра под менее крутыми углами лавируя можно.
Специфика управления данным парусным вооружением предусматривает помощь при изменении курса лодки вёслами. Конечно это несколько омрачает романтику хождения под парусом, но меня лично не напрягает — эффективность же разворота при этом весьма неплоха. Нет, конечно можно переложить лодку на противоположный курс и рулём с парусом, просто займёт это несколько минут плюс лодку чуть снесёт. При помощи же парусу развернуть лодку веслом (2 — 3 гребка) она разворачивается на нужный курс за считанные секунды… В остальном ничего не отличает хождение под навесным парусом от обычного и классическая схема здесь применима на 100%.
Выглядит это примерно так. Встаём носом к ветру, шверт-киль ставим параллельно днищу ровно. Как позволит глубина — опускаем наш киль-руль вниз. Парус имеет слабину и установлен примерно под 45 градусов к воображаемой линии проведённой вдоль судна (пока стоим чётко носом к ветру он болтается не оказывая ветру сопротивления). Гребком весла поворачиваем нос лодки на предполагаемый курс на нужный нам угол против ветра, при этом парус получает порцию ветра и гик уходит на позволенные ему 45 градусов создавая подъёмную силу — лодка пошла в бейдевинд… Далее если ветер слаб стравливаем линь позволяя гику увеличить угол атаки к ветру, либо наоборот подтягиваем его максимально ловя ветер парусом. Курс корректируем небольшим поворотом киля-шверта-руля (стараясь что бы он всё же был максимально параллелен корпусу лодки), а в случае если изменить курс нужно резче помогаем несколькими гребками весла. Всё просто и эффективно!
Ещё одно замечание это то, что плывя под парусом в лодке одному, лучше находится не за рулём, а в передней её части, тем самым облегчая корму, что бы она не тянула за собой массу воды. На видео видно что когда решив посмотреть скорость лодки по эхолоту я резко переместился в корму тем самым погрузив корму лодки и задрав нос, скорость упала почти на треть… Вывод размещение груза и людей по лодке тоже весьма сказывается на её ходовых качествах, но это касается по-моему всех маломерных судов.
Из дополнительного оборудования сразу напрашивается небольшой лёгкий флаг или «колдунчики» для того что бы ориентироваться на направление ветра — новичкам так будет удобно. Себе я для наглядности направления ветра привязал на мачу сверху и на оттяжку паруса небольшу. ленту от старой видеокассеты — работает супер!
Если же использовать этот навесной парус на постоянку как основное средство для перемещения по водоёму ещё думаю однозначно нужно будет обзавестись стакселем… Благо конструкция всех лодок имеет ручку на носу и по бортам где его можно будет успешно без лишних приспособ крепить.
И ещё о расположении паруса, так как он расположен за транцем, он в отличие от классического варианта прусов совершенно не заслоняет обзор капитану судна и не мешает перемещению по лодке в целом — что тоже не маловажно и добавляет комфорта.
Как-то так. Буду рад если кто поделится в комментариях своим опытом использования данного оборудования (подвесной парус Катайнена).
Кстати данный парус я использую и как бизань на полноценном парусном швертботе. У меня Фофан, Просто ставлю его на корму вместо руля. Парусность увеличивается в разы… Что правда иногда очень опасно… Вот даже крушение было…
Всем удачи на воде!
[…] на сайте рускемпинг.ру уже было несколько статей о подвесном парусе Катейнена. Этот подвесной парус […]
[…] экскурс к моим статьям про парус катайнена (статья №1, статья №2). На днях изучая теорию того как работает […]
[…] ← Подвесной парус для лодки. Первые впечатления. Смородина. Чёрная и красная. → […]
[…] ← Подвесной парус для лодки. Первые впечатления. […]