О данном нетрадиционном на первый взгляд способе использования кастинговой сети я решил написать после увиденного прошлым летом на берегу одного из озёр.
Покопавшись в интернете выяснил, что охота эта была описана ещё С. Т. Аксаковым в его книге «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Называлась она охота на перепелов сетью на дудки.
Ловля перепелов сетью на дудки, пишет Аксаков, производится следующим образом: запасшись перепелиными дудками, устройство которых я описывать не стану, издающими звуки, сходные с тихим, мелодичным голосом перепелиной самки, запасшись квадратным полотном тонкой сети, аршин в двенадцать и более, ячейки которой вяжутся такой величины, чтобы головка перепела свободно могла пролезть в них,— охотник отправляется в поле. Выбрав луговину, около которой слышны перепелиные бои и на которой трава повыше или, что еще лучше, растут небольшие кустики дикого персика или чилизника, охотник бережно расстилает по верхушкам свою сеть, а сам ложится возле одного ее края. Лишь только он ударит несколько раз в дудку, перепела отзовутся со всех сторон: дальние перелетывают, а ближние бегут. Как скоро охотник увидит, что несколько перепелов подошли под сеть, очень близко к нему, он стремительно вскакивает, перепела взлетают и запутываются в сетку. Здесь не место описывать подробности и тонкости этой ловли; дело в том, что тут насмотрелся я вдоволь на любовные проделки и совокупление перепелов с перепелками, потому что на голос дудки прибегают иногда и самки. Перепела до неистовства горячи в совокуплении: бросаются на самку по нескольку раз и один после другого, но между собой не дерутся; по крайней мере я никогда драки не видывал; обыкновенно история оканчивалась тем, что слишком удовлетворенная перепелка обращалась в бегство или улетала, а перепела ее преследовали. Очевидно, что при таковом соединении нет пар, нет супружества и что самец не разделяет с самкой никаких забот о выводе детей. Когда перепелки разберутся по гнездам и сядут на яйца, перепела напрасно ищут и зовут своих временных подруг, озабоченных уже другим делом; горячность самцов доходит до опьянения, до безумия. В это время они до невероятности ходко идут на дудки под сеть и, говорят, дерутся между собою. Мой товарищ, старый охотник, пробовал вместо дудки употреблять живую самку, ставя ее под сеть в небольшой низенькой клетке, и я видел своими глазами, как по два и по три перепела вскакивали на клетку и бились на ней, чтоб достать самку…
То что такая охота на руси была весьма популярна свидетельствует и наличие в словаре Даля слова «Перепелятник» (м) — охотник до перепелов, как до певчих птиц. Кто ловит их. На Мефодия праздник перепелятников, 20 июня (с.с). Перепелятничать, ловить перепелов, приманивая их по зарям на дудку, под раскинутую по траве тонкую сеть, либо под стоячую, двустенную.
(Владимир ДАЛЬ. Толковый словарь живого вликорусского языка)
Конечно здесь речь идёт не о кастинговой сети в традиционном её виде, но и то что можно классическую накидку можно использовать для этих целей тоже верно. Тут она превращается в весьма универсальное орудие охоты и рыбалки.
Конечно это целая отдельная тема! Кто заинтересовался — вот что удалось раздобыть об этом способе лова на просторах мировой паутины.
Испокон века охотничий термин «бой» перепела был непременным летним атрибутом, даже символом российского ландшафта — его сенокосов, полей и пастбищ. Наверное, именно поэтому россияне издавна стремились содержать в своих домах перепёлок — как кусочек лета, тёплой и урожайной поры. Птицы будто согревали своих хозяев, утешая их в жизненных невзгодах.
В прошлом, до появления и распространения интенсивных сельскохозяйственных технологий, перепела было в десятки и сотни раз больше, чем сейчас. Их использование носило поистине массовый, промысловый характер. Птиц отстреливали с подружейными собаками или без них, били палками, отлавливали наволочными сетями — это как раз способ истинно кастингового применения сети, когда её накидывали сверху, ловили их петлями, сачками и другими нехитрыми приспособлениями. Битых птиц заготавливали бочками, отловленных живьём зачастую передерживали с целью откорма и дальнейшей продажи. Прибыль от перепелиного промысла иногда составляла существенную часть годового дохода жителей юга России и Украины, Кавказа. Промышляли перепела в конце лета и осенью, когда птицы, завершив сезон размножения, начинают сначала кочевать, а потом и мигрировать в южном направлении, образуя огромные скопления при неблагоприятных погодных условиях для перелёта в тёплые края.
Содержание перепелов с эстетическими целями, по всей вероятности, вторично и происходит из передержки птиц с целью их откорма. Опыт показывает, что отловленные в миграционный период молодые самцы начинают «бить» уже в декабре. Сеголетки составляют в этот период большинство в популяции. Их ровесницы, самочки, в этот период также проявляют половую активность, выражающуюся в призывных криках.
Таким образом, ловец, чуть задержавшийся с продажей перепелов, обнаруживал, что у этих хотя и неярких, но очень симпатичных и неприхотливых птичек есть ещё одно достоинство — своеобразная, по-своему чарующая «песня». Наблюдательный человек, а наблюдательностью должен обладать любой птицелов, не мог не заметить, что «бой» разных самцов звучит неодинаково: он может быть быстрее или медленнее, повторяться чаще или реже, звучать несколько раз или лишь единожды, состоять из одних «мамаканий» или быть полностью лишенным их, различаться интенсивностью, громкостью, чистотой и красотой звучания. Выдающиеся «певцы», в наибольшей степени соответствующие вкусам человека, встречаются достаточно редко.
Но отлавливать по осени большое количество молчаливых самцов, а потом ждать зимы, чтобы отобрать из них лучших «певцов», было и неудобно, и накладно.
Способ подманивания и отлова самцов для охотника, привыкшего внимательно изучать и использовать повадки животных, был очевиден. При содержании в неволе он слышал призыв самки — серию повторяющихся с нарастающей интенсивностью нежных коротких трелек, и видел реакцию на этот призыв самца, который увеличивает активность «боя» и стремится к этому звуку. Естественным должно было стать сочетание наволочной сети и подсадной самки.
Однако при использовании подсадной самки перепела возникают те же проблемы, что и при весенней охоте с подсадной кряковой уткой: птицы с высокими манными качествами редки, а сами качества проявляются не постоянно. Не у каждого охотника есть возможность содержать подсадных. Тогда ему поможет манок.
Манок на перепела, его ещё называют «дудочкой» или «байкой», имитирует призывный крик самки. Он состоит из собственно дудочки и приспособления для нагнетания в неё воздуха.
Дудочка — это обычная свистулька-трубочка с внутренним диаметром 7-10 мм и длиной 5-7 см. Для изготовления дудочки традиционно использовались прямые трубчатые кости (плечевая и бедренная) крупных птиц — гусей, цапель и им подобных, реже — обточенные бараньи кости. Мне приходилось видеть также дудочки, сделанные из металлических (латунных, медных) и даже пластмассовых трубок, однако они неизмно оказывались менее эффективными, чем костяные. Конец дудочки, в который нагнетается воздух, оставляют открытым, а другой наглухо замазывают каким-либо мягким материалом. Традиционно — это воск, сегодня — пластилин или другая незасыхающая замазка. Когда же приходит черёд его тонкой настройки как музыкального инструмента, при помощи специальной узкой и тонкой металлической пластинки проделывается при необходимости небольшое отверстие. Пластинка эта всегда находится вместе с манком, иногда их даже связывают. Опытный птицелов нередко подстраивает дудочку прямо на охоте.
Сбоку, примерно посередине, в трубке просверливают небольшое отверстие, размеры и форма которого могут изменяться при настройке при помощи замазки. Из неё же перед отверстием на пути воздуха делают порожек. Таким образом, дудочка, в сущности, обыкновенный свисток.
Устройства, нагнетающие в дудочку воздух, различны у российских и среднеазиатских манков. У российских — это особый гофрированный «мех», плотно крепящийся воском и суровыми нитками на открытом конце трубки. Сам мех традиционно изготавливался из выделанной кожи, наилучшим для него материалом считался коровий хвост. Для придания меху гофрированности применялся специальный станок. С противоположного от дудочки конца мех герметически закупоривают. В него вставляют особую пробку, а кожу меха сшивают поверх неё. Образуется своеобразная «рукоятка», которую удобно держать двумя пальцами. К ней привязывают петлю из тонкой веревочки такого размера, чтобы можно было свободно продеть в неё руку. Размеры меха: длина 10-14 см, диаметр возле дудочки 12-15 мм, с противоположного конца около 30 мм, глубина кольцевых складок 2-3 мм.
Извлечение звука из российского манка хотя и выглядит внешне довольно просто, на деле требует определённых навыков. Делается это так. Манок держат левой рукой, а правой мех растягивают за верёвочную петлю. Когда петлю отпускают, мех сжимается и дудочка издаёт коротенький нежный свист — первое колено трельки. Сразу же мех сжимают ещё сильнее, и дудочка издаёт второе колено трельки. Оно звучит почти так же, как первое. Затем мех отпускают и растягивают за петлю — манок опять готов к работе. Этот цикл (растягивание-отпускание-сжатие-отпускание-растягивание) у охотника должен быть доведён до автоматизма — надо научиться издавать серии сдвоенных трелек, не глядя на байку.
В Средней Азии существуют свои, может быть, ещё более древние, чем в России, традиции отлова и содержания в неволе перепелов. В среднеазиатском манке — «киркэ» есть такая же, как и у российского, дудочка. Даже форма и размеры настроечной пластинки такие же. Правда, она чаще не металлическая, а сделана из стебля тростника, приближающегося по прочности к бамбуку.
Однако способ нагнетания в дудочку воздуха и конструкция самого манка в Средней Азии совершенно другие. Основа для киркэ вытачивается из цельного куска дерева, но состоит как бы из нескольких частей. Обязательны удлинённая «консоль» с канавкой для крепления дудочки и округлая часть с углублением (диаметр около 3 см, глубина 6-7 мм).
Однако чтобы воспроизводить призывные крики самки, надо использовать, помимо пальцев рук, еще одну часть человеческого организма — ротовую полость. Такой манок по внешнему виду похож на небольшую ложечку, в ручке которой расположена дудочка, а «черпало» играет роль в нагнетании воздуха. Эту «ложку» закладывают в рот между зубами и щекой, углублением в сторону щеки. Щека таким образом становится мембраной, перекрывающей округлое углубление киркэ. Ударяя пальцами снаружи по щеке и манипулируя губами, щеками и языком, вабильщик может извлекать из дудочки звуки, удовлетворяющие вкусам самого взыскательного самца перепела. Недостатком этого метода является сложность овладения им. Без многократного показа и повторения на конкретном манке это невозможно, да и не каждый ученик решится засунуть себе в рот манок даже после очень почтенного аксакала-учителя.
В другой разновидности среднеазиатского перепелиного манка используется этот же принцип нагнетания воздуха при помощи полости и мембраны, но мембраной в данном случае служит уже не щека, а кусок эластичного воздухонепроницаемого материала. Он закрепляется в месте выхода дудочки в округлое углубление киркэ, натягивается и удерживается левой рукой, а пальцы правой лёгкой дробью ударяют по мембране. В качестве материала для мембраны традиционно использовалась кожа с шеи (горла) уток и гусей, причем перья с неё не удалялись. Считалось, что они придают звуку необходимую мягкость, по аналогии с шеей живой птицы. В современных условиях чаще используют резину велосипедных камер, медицинские перчатки и даже детские надувные шарики. Для более естественного звучания вабильщик смачивает мембрану слюной.
Особую разновидность среднеазиатских манков составляют регулируемые киркэ. Их особенность состоит в том, что дудочка составляет целое с основой манка (вытачивается из того же куска материала). Наружный её конец не залепляется воском, а закрывается специальным поршнем, которым регулируют высоту звука. Перепела, как и люди, имеют свой «вкус», поэтому непосредственно на охоте можно подобрать такое звучание манка, которое вызывает наиболее бурную реакцию самца. Опытные ловцы перепелов не сомневаются, что более молодым самцам нравятся самки с низкими голосами, то есть более старшие, а старшим самцам — молодые самки с более высокими голосами. Поршень представляет собой либо плотно свёрнутый перевязанный и проклеенный цилиндрик из кожи с кисточкой на конце, либо специальный винт. В первом случае манок делают из дерева, а поршень, держа за кисточку, немного выдёргивают из дудочки или заталкивают в неё; во втором — киркэ изготавливают из пластмассы, иногда прозрачной (выглядит это очень эффектно), а подстройку осуществляют поворотом винта.
Наконец манок готов, и охотник выбирает для охоты время (в средней полосе России, как правило, не раньше 2-3 недель после прилёта, после того, как основная часть самок села на кладки) и место ( его должно слышать либо возможно большее число самцов, либо один единственный «выдающийся певец»). При этом ловец может провоцировать самцов на крики, громко играя на дудочке.
Когда место найдено и ответил нужный самец, ловец расстилает на траве сеть размером от 2хЗ до 6х6 м, а сам с дудочкой ложится позади неё. Тут-то всё и начинается! Азарт такой охоты несравним ни с чем. Почтенные аксакалы в одно мгновение превращаются в озорных мальчишек. Старики в российских селах при воспоминании об этих эпизодах забывают о своих хворях и готовы изображать в лицах все перипетии охоты. Суть охоты в том, чтобы, перекликаясь с перепелом, заманить его под сеть, затем, резко встав, заставить его, сделав «свечку», удариться в сетку и в этот момент схватить долгожданную добычу. Приключений и волнений на такой охоте бывает более чем достаточно. То к манку устремятся сразу несколько самцов и затеют ток, не доходя до сетки, то подойдёт к манку самка (такие случаи хоть и редко, но бывают), то прилетевший на зов перепел сядет поверх сетки, то уже схваченный, казалось бы, самец уходит из рук и из-под сетки, оставив в утешение охотнику несколько перьев. Всех случаев не перечесть, рассказы о них длятся часами, если охотник встречает заинтересованного слушателя. Отношение к пленнику у ловца самое благожелательное: выпутав из сети, он готов его расцеловать, а потом будет его холить и лелеять, получая в благодарность ни с чем не сравнимые ощущения от «боя» перепела.
Охотники и любители перепелиного «боя» предъявляют высокие требования к голосу своих питомцев. Вот что писал, например, в начале века профессор Московского университета М.А.Мензбир: «Голос перепелов по-охотничьи разделяется на ваваканье, или мамаканье, и на крик. Бывают такие перепела, которые никогда не кричат, а только мамачут, и у охотников называются «мамаками». Крик перепелов состоит из трёх особых колен: «подъёма», «проволочки» и «отлива». У огромного большинства, то есть у плохих перепелов, все колена крика сливаются в один поспешный, несколько свистящий удар, который можно передать звуками вроде «фвать-вальват», или «фвить-фвитьфвить!» Эти перепела называются «чистохватами» или «частохватами». Дорогой перепел ещё может кричать громко, хотя это не составляет в нём особого достоинства, но делать много ударов за один приём он решительно не может. Отлично хороший перепел часто делает только один удар. Хорошие перепела бывают и «с хрипью» и «без хрипи», но очень хорошие имеют всегда самую полную, самую глухую «хрипь».
В Средней Азии любители перепелов предъявляют совсем иные требования к «бою», которые различны в разных регионах. Поющих самцов разделяют следующим образом. Папарак (тез отар) быстро и громко поёт, как говорят любители этой разновидности, полным, звонким, приятным голосом. Птицы с такой «песней» встречаются не так уж часто и стоят дорого. Таталак начинает песню с вавакания, а затем тут же быстро переходит на «та-та-лак» с определённым ударением. Вавакание — своего рода начало пения, произносится один или два раза. Чем больше и чаще птица произносит звуки «та-та-лак», тем дороже она стоит. Некоторые перепела произносят этот звук до 10-12 раз, причём без перерыва между первым и вторым коленом. У хуштакчи, песня напоминает свист «вить-вить», «фить-фить». Эти перепела особенно ценятся в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Салмоки поют не так быстро и активно как первые две разновидности. Их песня несколько медлительна. Птицы начинают «бой» звуками «та-лак, та-лак», затем издают звуки типа «пат-палак». У ташкентских и ферганских любителей эта разновидность ценится недорого, зато у хорезмских любителей они в большом почёте.
В Средней Азии ситуация с перепелиным любительством довольно благоприятна, и оно даже развивается. Многие тысячи людей, особенно в сельской местности, держат в своих домах перепелов, которые являются для них символом достатка и благополучия. Помимо криковых перепелов, популярны также бойцовые, которые поют плохо, но отличаются крупными размерами и особым сложением. Бойцовых «петушков» особым образом тренируют и откармливают перед выходом на «ринг». Существует целая индустрия, обеспечивающая все проявления перепелиного любительства, даже специальные ряды на самых обычных рынках. Пожилые люди, выйдя на пенсию, нередко целиком посвящают себя своему любимому делу.
Интересно заметить, что перепелов там часто держат в тыквах вычищенных изнутри — при этом птица сама питается её мякотью и не нуждается долгое время ни в воде ни в еде…
Сейчас, в России традиции описанной выше перепелиной охоты и содержания обыкновенных перепелов в жилище практически исчезли, отчасти из-за снижения численности птиц, отчасти по социально-экономическим причинам. Живы ещё люди, в молодости ловившие перепелов и державшие их ради пения. Хранят как бесценные реликвии потомки былых любителей сетки и манки, не расстаются с ними ни за какие деньги, но вот беда — используют их не по назначению, а лишь как иллюстрации к «преданьям старины», не такой, впрочем, ещё глубокой.
В настоящее время в связи со снижением уровня интенсивности сельского хозяйства, численность обыкновенного перепела стабилизировалась и кое-где начинает расти. Дай Бог, чтобы это способствовало хотя бы частичному возрождению российских традиций!»
Дополняет статью Антона Межнева статья Сергея Матвеева «Ловля перепелов на дудки», опубликованная в газете «Пять охот» (№ 4, 2006 г.) «Ловля перепелов на дудки».
Издавна на Руси перепелятничали — ловили перепелов, приманивая самцов под раскинутую на траве тонкую сеть с помощью специальных инструментов — манков. Назывались эти инструменты «дудки», «вабилки» или «байки». Существовал даже особый профессиональный праздник перепелятников, который отмечался летом на Мефодия (3 июля по новому стилю). Манок используется как для подманивания самцов, так и для их обнаружения. Вабилки могут быть различных конструкций, но все они имитируют призывный крик самки. С давних пор и поныне ловля перепелов на дудку применяется любителями перепелиного боя, которые содержат самцов в клетках. Но перепелиные дудки употребляются ими и для стимулирования пения птицы в клетке.
Нередко, особенно весной и в начале лета, на каждом поле кричат несколько перепелов. В пределах слышимости обычного человеческого уха их может оказаться несколько десятков!
Бьющие перепела очень хорошо реагируют на манок и активно отвечают. С помощью дудки выманивают самца под развесную сеть или на открытое место для того, чтобы потом накрыть его сетью. Ловля перепелов с помощью манков увлекательное занятие. Охота подобным способом может быть очень добычливой. Однако подманить удаётся только, когда птица недалеко, и вы находитесь на её территории, в передах 60-70 м. Добывать перепелов раньше августа в России запрещено. Тем не менее, отлов перепела для использования в качестве подсадного при натаске собаки практикуется охотниками и сейчас. Большого урона популяции подобные разовые изъятия не наносят, так как перепел полигам, и самец в насиживании и воспитании выводка участия не принимает.
Вабилка-дудочка состоит из приспособления для нагнетания воздуха и трубочки-свистульки. Трубочка, как правило, делается длиной 5-7 см и диаметром 7-10 мм. По традиционной технологии для дудочки применялись прямые трубчатые кости (плечевая или бедренная) крупных птиц — гусей, цапель и т.п. Позднее стали употреблять для изготовления дудочек металл и пластмассы. Но знатоки считают, что они не так хороши.
В дудочку воздух может подаваться особыми мехами. Такой мех изготавливается из выделанной кожи, которую снимают с телячьего хвоста. Он выделывается с помощью специального приспособления и имеет вид гофрированной трубки, узкой с одной стороны и широкой – с другой. Мехи обычно бывают длиной 10 –14 см и диаметром — у дудочки 12-15 мм, с глухого конца около 30-50 мм. Глубина кольцевых складок гармошки 2-8 мм.
Один из современных охотников-дудочников Н.А. Андрусенко делает трубку для меха следующим образом.
Для изготовления используется выделанная кожа, снятая чулком с хвоста молодого, не старше двух месяцев, телёнка. Заранее готовится специальная матрица-форма. Для этого из мягких пород дерева вытачивается конус длиной около 200 мм, диаметром в широкой части 40-50 мм и в узкой – 10-15 мм. Отступив 20 мм от широкой части матрицы, аккуратно протачивается с шагом 5-8 мм винтовая канавка. Глубина её по широкой части конуса делается 7-8 мм, а к узкой уменьшается до 2-3 мм. В результате на поверхности деревянной матрицы получается подобие резьбы. Размоченный чулок кожи натягивается на конус, смазанный солидолом или подобной смазкой, толстой капроновой ниткой по резьбе вдавливается в матрицу и сушится. Когда кожа полностью высохнет, матрица осторожно вывёртывается из чулка, и мех готов.
Далее простыми средствами из трубчатой косточки крыла взрослого гуся мастерят особую дудку-свистульку. Свистульки бывают различных конструкций.
Один из вариантов может быть таким. Сбоку трубки, примерно посередине, просверливается небольшое отверстие, размеры и форма которого меняются при настройке, для чего используется замазка. Замазка не должна засыхать, чтобы можно было в любой момент настроить вабилку. Из неё же перед отверстием на пути нагнетаемого мехом воздуха делают специальный порожек. Когда-то для замазки использовали только воск. В наши дни нередко стал применяться пластилин, но он не совсем удобен, так как в тёплую погоду становится слишком мягким.
Противоположный от меха конец дудочки наглухо замазывают. В нём при настройке дудочки с помощью специальной узкой и тонкой металлической пластинки или иглы проделывалось при необходимости небольшое отверстие. Так как манок приходится подстраивать в поле на охоте, такая пластинка непременно носится вместе с вабилкой.
При настройке перепелиной дудочки добиваются, чтобы она воспроизводила как можно точнее крик самки. Звуки, издаваемые перепёлкой, передаются приблизительно как: «тю-тю», «тютю», «тю-рю», «тиуриуриу», «ррю-ррю», «тюр-тюр», а иногда – «брит-вит», «бритбит», «бру-бру».
Можно сделать дудочку и по-другому. В трубочке, отступив от конца 20-25 мм, сверлят 2,5 мм отверстие. Вплоть до этого отверстия трубку заполняют воском, и в нём проделывают канал для воздуха. Затем, закрывая противоположный конец трубочки пальцем, дуют в эту свистульку, и, сдвигая при помощи стержня воск то дальше от проделанного отверстия, то ближе, добиваются хорошего звонкого звучания. После этого замазывают свободный конец трубки воском.
К входному концу свистульки суровыми нитками и воском узкой стороной крепится кожаный мех. С противоположного конца его герметически закупоривают специальной пробкой, а кожу пришивают или завязывают ниткой поверх неё.
К гармошке меха с глухого конца привязывают специальную тонкую верёвку или верёвочную петлю такого размера, чтобы можно было в неё продеть руку. Можно для этого просверлить в пробке небольшое отверстие. И дудочка готова.
При определённых навыках манящий звук из такой вабилки извлекается довольно просто. Её держат левой рукой, а правой растягивают мех за верёвочную петлю. Петлю отпускают, и при сжатии меха дудочка издаёт короткий нежный свист — это первое колено крика самки. Не останавливаясь, мех сжимают, и дудочка издаёт второе колено, которое звучит почти так же, как и первое. Затем процесс повторяется.
Н.А. Андрусенко использует другую технику игры на вабилке. Верёвка дудки наматывается на указательный палец левой руки так, чтобы между пальцем и пробкой манка оставался свободный ход около 3 мм. Большой палец левой руки держится прижатым к намотанной на согнутый указательный палец верёвке или чуть приподнятым над ней. Взявшись, не перекрывая выходного отверстия, большим и указательным пальцем правой руки за свистульку, лёгко, но резко сжимают и отпускают мех. При этом широким концом мех ударяется о большой палец левой руки, а при сжатии свободными пальцами правой руки слегка бьют по гармошке меха. В результате дудка издаёт звуки похожие на трельки самки. Разумеется, чтобы работать с манком, нужна тренировка.
Изготовив и настроив вабилку, охотник может выходить в поля и луга. Главное в такой охоте не в количестве пойманных перепелов, а в том, чтобы найти выдающегося крикуна.
Чтобы подманить облюбованного перепела нужна определённая тактика. Сначала стараются тихо приблизиться к солисту на 20-30 м и внимательно послушать. По наблюдениям охотников с дудками, если перепел наряду с криком «поть-полоть!» постоянно, многократно и внятно вавакает, то он уже услышал где-то рядом самку, и его подманить не удастся. Когда же он только вавакает, стало быть, занят самкой, и манить такого бесполезно. Если же слышен яркий, громкий бой и редкие «ва-вва», то можно попытаться поймать его. В этом случае присаживаются в траву и тихо манят. А так как голос самки не совсем точно передаётся манком, играют на дудке только под крик самца. Услышав вабилку, самец может некоторое время молчать. Его снова манят, только ещё тише. Когда перепел помимо «поть-полоть!» начинает активно издавать по нескольку раз подряд своё «ва-вва», значит он поверил манку. Тогда сеть расстилается по верхушкам растений, охотник прячется в траву возле одного из её краёв и начинает манить.
Сети удобнее использовать звеньями или секциями размером от 2х5 до 3х8 м. В зависимости от обстоятельств применяют одну сеть или составляют большую из нескольких сеток. Основное условие для уловистости таких сетей — их лёгкость. Размер ячейки сети должен быть такой, чтобы в неё свободно проходили голова и плечи перепела, примерно 4Х4 см. Сеть для ловли перепелов раньше вязалась из самых тонких и самых крепких нитей и окрашивалась в зелёный цвет. Сейчас можно связать сеть из тонкой лески.
Развешивается сеть свободно, чтобы птица путалась, а не ударялась в неё. Чтобы перепел при взлёте быстро запутывался, делают посадку (оправляют) сеть. Для этого её с разных сторон подальше от краёв поднимают за петли немного вверх и отпускают. При этом сеть ложится ослабевшей, «посадисто». Лучше всего натягивать сеть на подросшие озими или многолетние травы, оставшиеся с прошлого года, на стерне. Тогда сеть путается меньше, чем в бурьянах и кустиках. Охотник обычно затаивается здесь же рядом у края сети. При этом стараются не шевелиться и соблюдать тишину.
По мере того, как бой перепела раздаётся всё ближе и ближе, играют на дудке всё тише и тише. Когда птица подходит совсем близко, издают только одну короткую и тихую трельку. Если перепел прекратил кричать «ва-вва» и стал уходить, значит он перестал доверять дудке. Такого уже не получиться подманить. Перепел сначала может опасаться расстеленной на траве сети, однако потом, попривыкнув, подбежит под неё. Если самец не вполне доверяет манку, то может идти под сеть и молча. Поэтому внимательно следят, не шевелится ли где трава при движении перепела. Заманив его игрой на дудке под сеть, а в этом можно быть уверенным, когда самец крикнет под сетью, резко вскакивают, вынуждая взлететь. Когда же птица ударится в сетку и запутается, стараются сначала прижать сеть вокруг, а уже потом осторожно выпутывают добычу.
Можно охотиться с дудкой и вдвоём. Это даже удобнее. В этом случае охотник-дудочник манит перепела, выбирая удобную позицию метрах в пяти от сети, а помощник, спрятавшийся возле неё, пугает перепела, когда тот подбежит под сеть.»
Вот такой весьма забавный нетрадиционный есть способ применения сети для ловли перепелов.
Вчера ловил кастинговой сетью сбежавшего от кого-то попугая. Здоровый какаду летает по улице… Близко правда меня с сеткой он так и не подпустил, сеть даже кидать не стал. Жаль шикарную птицу — если до холодов ни к кому не залетит сдохнет ведь…